История мишек Тедди

Классификация (стили) мишек Тедди

Так как история мишек Тедди насчитывает уже более 100 лет, в мишкоделии, или по научному – в теддизме, уже сформировались стили, или направления, в которых могут быть выполнены мишки Тедди.
Классические мишки – первый мишка появился в 1901/1902 г, американцы и немцы оспаривают между собой честь изобретения этой игрушки.Немецкий мишка «Штейфф» был разработан после тщательного изучения настоящего животного и первые мишки действительно были похожи на оригинал.

Основные черты немецкого классического медведя – довольно упитанное туловище с выраженным горбиком; длинные руки с конусообразными запястьями и ноги с длинными ступнями; форма головы широкая с длинным носом, вышитым , как правило, вертикальными стежками, с двумя внизсходящими центральными стежками, обозначающими рот; уши сравнительно небольшие; глаза-пуговички больше чем глаза американской модели;шьётся из довольно лохматого ворсистого мохера. Компания «Штейфф» существует до сих пор

Американскую модель «Идеал» отличают –  тело выглядит как длинный и узкий мешочек с маленьким горбом; руки и ноги прямые, ступни очень маленькие; голова имеет почти треугольный клин; уши большие, круглые и широко посажены; нос вышит горизонтальным стежком; глаза маленькие, первоначально глаза делались из маленьких обувных пуговиц; шьётся из мохера с коротким ворсом. Компания «Идеал» просуществовала до 1982г , когда её приобрела корпорация CBS , она продолжает выпускать игрушки, но не делает больше медведей.

Английская модель мишек – вначале не имела характерных черт и шилась по немецким или американским выкройкам, но позже появились характерные черты – туловище короче и толще без характерного горбика; руки и ноги более короткие, ступни маленькие и круглые; голова крупная с более короткой мордочкой.

Классические медведи изготавливаются полностью на шарнирах. Одежда шьётся редко , как правило строгая , классическая , чаще используют минимальное количество аксессуаров (бант, воротничок, медальон).

Американский «Идеал» 

Немецкий «Штейфф» 

 Английский классический медведь 

Мишки-репликанты.

Такое определение мишки можно встретить в журналах и на сайтах. По мере того как цены на антикварные модели мишек поднимаются , растёт спрос на их удачные современные копии. Репликант – от французского "replica" - "копия". Мишек-репликантов выпускают ограниченными партиями известные фирмы, например "Steiff", к юбилейным событиям, например, в 2005 году – реплика мишки по выкройке 1905 года.

Мишка Джеммы Кадж

Фантазийные мишки (в стиле фэнтези) – появились на свет позже классических мишек, примерно в 1970-х годах, когда классические выкройки стали подвергаться серьезным изменениям и превратились в авторские. Отличаются - разнообразием! Пропорции тела мишки могут быть существенно изменены, например, удлиненное туловище, увеличенные стопы и т.п. Для пошива мишек используются различные материалы (мохер, плюш, вискоза) любых оттенков. Голова и лапы, как правило, вращаются. Мишки могут быть пёстро и затейливо одеты, активно используются аксессуары. В оформлении мордочки также нет жестких правил, глаза мишек могут быть с веками и ресницами. Пяточки и ладошки могут быть декорированы выпуклыми пальцами, подушечками. Мишки могут оформляться с использованием войлока (сухое валяние).

Мишки-крэзи – одно из направлений фантазийных мишек, так сказать, радикальный вариант. Отличаются совместимостью, на первый взгляд, несовместимых материалов, часто исполняются в стиле печворк. Обильно украшаются тесьмой, пуговицами, лентами, кружевами, пайетками, вышивкой и т.д., а также аксессуарами. Одежда, как правило, отсутствует: мишка демонстрирует нам свое тело во всей крэзи-красе. Лапы и (или) голова могут быть пришиты к туловищу. В оформлении мордочки - также полная свобода и полет фантазии. Мишки могут быть обильно тонированы или даже полностью окрашены в необычные цвета.

Мишки в стиле натюр – название говорит само за себя. Отличаются максимальной схожестью с натуральными, т.е. настоящими медведями. Строение тела приближено к природному, включая характерные изгибы лап, горбик вверху спины, осанку, мишка даже может стоять на четырех лапах, или лежать в естественной позе. Морда мишки оформляется соответствующе – может быть приоткрыт рот, могут присутствовать клыки. Лапы мишки, как правило, украшают когти. Материалы – исключительно натуральных цветов и оттенков и, конечно, никакой одежды и аксессуаров (возможен ошейник).

Состаренные мишки в стиле тортюр (от французского «torture» - «пытка»). Отличаются ветхим видом, который им придали искусственными способами – вывариванием и сваливанием мохера перед пошивом мишки, интенсивным выщипыванием ворса мохера, трением шкуркой, проделыванием дыр, нанесением обильной тонировки сепией и т.п. Так как предполагается, что мишка в естественных условиях должен стареть долго, то и шьют мишек-тортюр обычно по классическим выкройкам, подчеркивая тем самым, что они сшиты давно. Голова и лапы, естественно, вращаются, при этом чаще применяются петельчатые шплинтовые крепления, дающие эффект «разболтанности». Мишки могут быть одеты, при этом одежда также шьется из винтажных тканей, или из искусственно состаренных.

Ретро-мишки. Это мишки, выполненные по старым выкройкам, которым присущи особенности того, или иного времени. Время часто диктует нам свои условия. Например, во времена Первой и Второй мировых войн серийное производство мишек почти прекращалось – не было сырья и спроса. Но если мишек и шили, то из простых материалов – из хлопка и льна, или даже из армейских одеял. Выкройки военного и послевоенного времени тоже несут в себе особенности – у мишек, например, могут быть укорочены лапы в целях экономии материала. Общим для таких мишек будет то, что они выполнены в духе минимализма, как правило, без одежды. Если мишка одет, то материал, из которого сшита одежда, тоже должен быть винтажным, или искусственно состаренным.

Костюмированные мишки. Это особый класс мишек Тедди, в создании которых основной акцент делается на костюм. Мишка здесь отступает на второй план, и становится носителем основной идеи - костюма. Если Вы хотите сшить костюмированного мишку, то для создания образа нужно тщательно продумать костюм, все его детали, подобрать материалы и аксессуары. Строение тела такого мишки, как правило, упрощенное. Пропорции туловища могут напоминать пропорции кукол Тильда. Часто таких мишек делают стоячими, иногда они даже крепятся на специальную подставку. В костюме мишки важную роль играет обувь, поэтому костюмированных мишек принято обувать в ботиночки или туфельки.

Вязаные мишки становятся в наше время популярными. Есть мастера, которые занимаются исключительно вязаными мишками. Для создания таких мишек используются рыхлые объемные нитки, по составу - с добавкой синтетики. Плотность вязки должна быть очень высокой, чтобы мишку можно было набить по всем правилам набивки мишек Тедди. Если мишка выполнен правильно, то в итоге он должен быть похож на класссического мишку Тедди, сшитого, например, из вискозы. Для отделки таких мишек часто применяют сухое войлочное валяние - из войлока могут быть выполнены элементы мордочки, ладоней и ступней мишки.

Мини-мишки. Могут исполняться в любом из перечисленных выше стилей и любой технике, отличаются размером – рост мишки должен быть до 11,5 см. включительно. Исполнение мини-мишек – это своего рода высший пилотаж в мишкоделии, работа по изготовлению таких маленьких мишек сродни ювелирной.

Друзья мишек Тедди. Это большой отряд животных всех мастей: кролики, кошки, собаки и т.д. Основное, что сближает их с мишками – сходство в подходах к исполнению: вращающиеся голова и лапы (обычно применяются дисково-шплинтовые крепления), общая техника сборки и набивки. Выполняться такие игрушки могут в различных стилях - от классики до фэнтези, могут также встрачаться варианты "натюр" и "тортюр".



Великая княжна Ксения Георгиевна Романова и медвежонок Альфонсо.

Княжна Ксения Георгиевна Романова родилась в селе Михайловское, недалеко от Санкт-Петербурга 22 августа 1903 года. Ее мамой была княгиня Мария Георгиевна, дочь Короля Греции Георга Первого и Великой Русской Княжны Ольги Константиновны. Отцом княжны Ксении был Великий Князь Георгий Михайлович, двоюродный брат царя Александра Третьего. Георгий Михайлович был генералом русской армии. А еще он руководил музеем Александра Третьего в Санкт-Петербурге. Сейчас это Русский музей.

На счастливое Рождество 1908 Великий Князь Георгий Михайлович Романов путешествовал по Германии и, находясь в городе Гинген, он побывал на заводе игрушек «Steiff», который занимался производством мишек. Великий Князь купил на данной фабрике рождественский подарок для своей дочурки, Княжны Ксении, неординарного мишутку из красного мохера. Девочке было 5 лет, и размер медведя как раз подходил для того, чтобы удобно помещаться в руках маленькой княжны. Медвежонок до такой степени понравился маленькой Княжне, что она не покидала его ни на минуту. Вскоре мишутку назвали «Альфонсо». 

Английская няня княжны Ксении мисс Болл, которую в императорской семье звали Наннабель, сшила медведю костюм из сатина – штанишки и рубашку «косоворотку». С того времени Ксения и Альфонсо стали неразлучны, даже во время долгих путешествий.

В июле 1914 года княжна Ксения и Альфонсо отправились с летним визитом в Англию в Букингемский дворец к двоюродному брату ее матери – Королю Георгу Пятому и Королеве Марии. Летом 1914 года разразилась Первая мировая война, а позже, в октябре 1917 года, в России произошла Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Ксения со своей мамой и сестрой остались в Лондоне, сначала в Марлборо с Королевой Александрой, матерью короля, а затем, когда разразилась революция в России – в Лондоне.

В России ситуация накалялась. В 1918 года отец Ксении был отправлен в ссылку в Вологду. А 14 июля его с братом, Великим Князем Николаем и двоюродным братом, Великим Князем Дмитрием Константиновичем арестовали и заключили в тюрьму в маленькой деревушке, в которой они были единственными заключенными. 17 июля до них дошли слухи об убийстве Царя Николая и его семьи. 28 января 1919 года их переправили в Петропавловскую Крепость. Четырех Великих князей, прямых наследников Екатерины Великой, выстроили в линию. По словам очевидцев, они приняли свою смерть с достоинством.

Княжна Ксения очень любила своего отца, и она никогда не расставалась с красным медведем, единственным, что осталось от него.

Никогда уже Ксения не вернулась в Россию. Всю жизнь она прожила в Англии и США. В 18 лет вышла замуж за Уильяма Лидса, сына и наследника американского оловянного магната (он также был приемным сыном дяди ее матери, принца Греческого и Датского Кристофера). На северном побережье Лонг Айленда в Нью-Йорке в Кенвуде, в поместье в Остер Бэй в феврале 1925 года родился единственный ребенок Ксении, Нэнси Хэлен Мари Лидс.

В 1965 году Княжна умерла и новой хозяйкой «Альфонсо» стала дочь Княжны Ксении – Нэнси. В 1989 году, Нэнси решила выставить медвежонка на аукцион.

На аукционе мишка был куплен английский коллекционер медведей Ян Поут. В 1985 году он открыл музей в городе Уитни в Великобритании под названием «Мишки Тедди из Уитни». У Яна был довольно немалый ассортимент редких мишек, но мишки с такой щепетильной историей у него не было. Мишка был куплен Яном на аукционе в Лондоне за 12 100 фунтов!

Позднее дочь Княжны Ксении – Нэнси Лидс-Винкоп поведала Яну подробную информацию о «жизни» медвежонка. Основываясь на письмах Нэнси, Ян выпустил книгу об уникальной истории Альфонсо. К 100-летнему юбилею Альфонсо, в 2008 году, фабрика "Steiff" произвела несколько тысяч копий мишки. Реплика медвежонка очень похожа на оригинал, были сохранены даже дыры и потертости.
Анна Утробина


ТЕХНИКА «TORTUR»
Техника искусственного старения медведя

Среди знаменитых изобретений ушедшего XX столетия, наряду с космическими кораблями и клонированием живых организмов в списке достижений века, в разделе «самый популярный» достойное место занимает уютный плюшевый медвежонок, только что отметивший свой столетний юбилей. Да, да, тот самый, что с самых первых лет с момента появления на свет получил всеобщую ребячью любовь. Даже мальчикам не зазорно было с ним играть, поскольку теплый и мягкий он разделял все ребячьи шалости и огорчения. Никто не задумывался тогда над тем, что игрушка состарится и по прошествии десятилетий станет предметом страстного коллекционирования, привлекая к себе именно своим преклонным возрастом теперь уже взрослых людей.

Как же выглядели первые тедди? У самых-самых первых, начала XX века, были: треугольная голова, со швом, проходившим по середине от шеи сзади, между ушей, через всю мордочку и до конца шеи спереди; уши, расставленные симметрично по бокам и без подкладки; удлиненная морда и длинные вытянутые передние лапы, доходящие до колен. Первые тедди были с чёрными пуговичными глазами и гораздо стройнее более поздних. Стеклянные глазки появились позднее. Первых отличает чистошерстяная мохеровая шкурка и войлочные обшивки на лапах (В1901 году Rihard Schule - основал фирму «Schulte Mohair»для выпуска ткани под всемирно известным ныне названием - мохер). Знаком того, что медведь старый, является туго набитый живот ветерана. Имейте в виду - определить действительно ли интересующий вас медведь антикварный, можно только чуть подпоров (к сожалению) шов на животе, чтобы определить, чем он набит. В те времена для набивки использовали исключительно солому или древесную шерсть. У старой древесной шерсти оттенок коричневый, у новой - светло-бежевый. Чуть позже стали применять капок, шелковистое волокно из зёрен тропического дерева, а также хлопок и пробку. От этого игрушки стали мягче и немного легче. Таков портрет прадедушки.

Большинство старых медведей находится в частных коллекциях. Но кто сказал, что коллекционировать можно только старых? Сегодня перед начинающими коллекционерами есть широкий выбор собирания того, что по прошествии лет начнут считать раритетами. Кто-то может отдать предпочтение особенно маленьким или особенно большим медведям, кто-то лишь одной фирме, одному, конкретному художнику, одному стилю, одной технике, наконец!

Действительно! А может быть вам, искусникам и искусницам, самим попробовать создавать медведей для коллекций? Мне по душе «Tortur», техника старения медведя.«Tortur» (la torture - фр.: пытка, мучение). Искусство этой техники состоит в том, что медведя сначала создают, а затем, «мучая» ткани, искусственно старят. Могу поделиться с вами своими наработками.

Я предпочитаю работать только со старыми материалами. Посмотрите, с чем можете работать вы. С плюшем вашей бабушки, например. Поройтесь в семейных закромах и наверняка обнаружите в комоде, в сундуке, на дачном чердаке сокровища в виде поблекших от старости тканей. Это именно то, что надо!

Для начала ваших славных дел я предлагаю воспользоваться этой выкройкой. Работайте по ней, а потом набьёте руку, и у вас появятся собственные авторские разработки.

После того, как детали будущего медведя будут сшиты, промажьте патиной (Newold) некоторые места по швам на мордочке, на ушах, горбу, на животе. Набейте древесной шерстью, х\б ватой или опилками. Лапу состарьте, сделав искусственную «дыру», а потом потрите наждачной бумагой или пемзой. Для создания ощущения «выношенности» шкурки воспользуйтесь бритвой. Если ворс срезать по его направлению, снимается чуть-чуть. Для достижения большего эффекта снимайте против ворса. А случится нечаянно порезать основу ткани, не переживайте, затонируйте потом это место. Места «залысин» затемните акварельным карандашом, чаем, кофе, красками для рисования по ткани - что вам больше подойдет, будьте смелее в выборе! Вышейте нос. Покройте его сверху ваксой (WAX). Белёсым нос можно сделать, если покрасить его затем белым маркёром для ткани, акриловой краской сухой кистью. Глаза у старых медведей тусклые. Можно использовать antik-глазки для придания старого вида, а можно самим «состарить» блестящие - потереть мелкой наждачной бумагой.

У старых медведей был «голос», механизм-ревун. Он вшивался сзади, в средний шов спинки под лопаточной частью плечевого пояса. Попробуйте повторить воспроизведение «голоса» и вы. Найти ревун совсем несложно. Сейчас даже поздравительные открытки продаются со звуковыми имитаторами. Для одежды медведей используйте старые ткани или «старьте» новые всё тем же испытанным приёмом - чаем, кофе, краской для рисования по ткани, луковой шелухой, природными красителями.

И последнее. Если вы действительно увлеклись мыслью создавать медведей в технике «Tortur», могу порекомендовать вам книги и журналы, которыми пользуюсь сама в качестве источников информации:

Harald Nadolny, Yvonne Thalheim: “HeiBgelibte Teddys ”, 1995г.

BärReport № 1/2001г.

Удачи Вам! Художник-теддист Наталья Катаева
Original: http://teddyclub.narod.ru/RUS/classes/02.jpg



"МИШКИ" (Путь игрушки от автора к ребенку) 

(часть I)

     В последнем номере журнала "Антикварная кукла" опубликована замечательная статья "Мастер художественной игрушки" (автор-Николай Алемаскин). В своей статье, автор рассказывает нам  о своей бабушке - Софье Константиновне Россинской. Лично для меня, статья очень интересна! Ведь она позволяет нам ближе познакомиться с художниками, которые придумывали и создавали мягкие игрушки (советские) в первой половине XX века. Прочитав статью, я задумалась о том, как мало доступной информации подобного рода. Конечно, кому-то посчастливилось иметь в своих библиотеках редкие книги, журналы, газеты тех лет, но в основном нам неизвестны имена, истории о  ранних советских игрушек...


     Прошло пару недель и я отважилась написать совершенно незнакомому человеку, очень известному коллекционеру советской военной игрушки,  письмо с просьбой посмотреть информацию о моем маленьком (10.5см) вельветовом мишке в журнале Игрушка за 1935 год. Я очень надеялась, что не получу отказ и, возможно, кое-что узнаю о медвежонке. Волновалась, ожидая ответ) Владимир ответил мне почти сразу! Он не стал смотреть журнал, вместо этого он потратил целый вечер на поиск разных статей в своей библиотеке о медведях. Он сканировал и присылал мне драгоценные листочки))) Получая каждый новый лист, я не верила своим глазам! Я тронута до глубины души такой добротой и щедростью! Что греха таить, такое не часто встречается, тем более среди незнакомых людей!
     Мне очень сложно владеть информацией в одиночку,  всегда хочется со всеми поделиться)) Особенно тем, что кажется мне интересным и важным! Подождала ещё несколько дней и вновь написала Владимиру письмо с просьбой разрешить напечатать одну статью у себя в блоге. В ответ получила согласие! Ура!
 Итак, журнал "Игрушка" сентябрь-октябрь 1935 года.
"МИШКИ"
(Путь игрушки от автора к ребенку)
     Почему речь идет именно о "Мишках", а не о мягкой игрушке вообще? Может быть, не следует выделять одну из разновидностей?
     Беседы с людьми, работающими в этой области, наблюдение за играми ребят, посещения магазинов игрушек убеждают, что говорить нужно именно об этом наиболее ярком представителе плеяды мягкой игрушки.

Хоть и недорого, но и не мило
     Вельветовых (в рубчик) медведей вырабатывает ф-ка "Художественная игрушка", точнее - новослободский её цех. Наименование этому Мишке - "стандартный".
     К нему подходит поговорка:"Неладно скромен, да крепко сшит". Процесс кройки игрушки не механизирован, выкройки по истечении некоторого времени становятся неточными. Игрушка набивается опилками доотказу. В последующем процессе проворные руки оформительниц выправляют дефекты, но все же рубчатый Мишка выходит из производства тяжелым, грубоватым и именно "стандартным". Одним из его немногих качеств являются шарнирные лапы. В "необаятельности" стандартного Мишки можно обвинить и темносиний цвет шкурки. Для ребенка от 2 до 5 лет такой медведь среднего размера тяжел и неуклюж. Но, несмотря на это, наибольший спрос имеют именно средние Мишки.
     Маленькие покупатели относятся к нему очень доброжелательно, хотя его оболочка мягка только условно. Скромное обличье и добродушная мордочка вельветового медведя вызывают у ребят нежность, желание "приютить", обласкать, покровительствовать. Родителей примиряет с его физическими недостатками цена: 6 р. 50 коп. И в конце концов ребенок получает - прямо следует говорить- некрасивую, неудобную, непортативную, не совсем мягкую и   н е х у д о ж е с т в е н н у ю    игрушку. Ясно, что такая продукция не удовлетворяет ни основного её потребителя, ни торгующую организацию.

Сказка "про белого бычка"
     Несмотря на то, что "стандарт" шел массовым выпуском, экспортный цех ф-ки, деятельно помогавший новослободскому цеху осваивать игрушку, прекрасно понимал, что она далека от той, которую их фабрика - первая в СССР фабрика мягкой игрушки - должна дать советской детворе.
     Вельветовый Мишка был компромиссом. Об этом говорили рецензии методистов-консультантов при магазинах игрушки, это болезненно ощущали председатель артели т.Фример и её коммерческий директор т.Смирнов, уже много лет работающий по игрушке. Цех мягкой игрушки рвался в бой за создание нового образца.
     Казалось бы, что разговор короткий: готовьте образцы и начинайте работать. Но...сказка "про белого бычка", как известно, не имеет конца. И ее то Всекопромсовет противопоставляет требованиям рынка и  кипучей энергии талантливого коллектива, дезорганизуя производство и расхолаживая коллектив.
     Укажем хотя бы на один факт.
     Государственная цена за метр искусственного меха, идущего на мягкое игрушечное зверье, - 4 рубля. Не получая от Всекопромсовета фондовых материалов, "Художественная игрушка" платит за такой же мех...24 рубля за метр. Да и не всегда можно его достать.
     И отсюда - вельветовый "стандарт" вместо художественного образца и высокие цены на мягкую игрушку, предназначавшуюся для советского рынка.

Об авторе и эмбриональном периоде.
     Окончив в 1929 г. под руководством покойного Н.Д.Бартрама отдел мягкой игрушки курсов при музее игрушки, Софья Константиновна Росинская начала работать в Моссельпроме. Но вскоре ушла оттуда. Это была не настоящая работа над игрушкой.
     - Однажды, после ухода оттуда, остановилась у витрины одного из магазинов, и зло даже взяло: вижу - мой заяц на плитке шоколада, выгоревший, смятый, потерявший всю свою форму; усы, обломались, уши - каждое по горизонтали лежит, в разные стороны смотрят. Чудище,  а не заяц. Разве понимают там, как с игрушкой нужно обращаться?
     Проработав некоторое время в "Художественной игрушке", т. Росинская перешла в Экспортигрушку. Но там делали не игрушку, а бытовые безделушки: абажуры, куклы-грелки на чайник, игольники и т.д. Растрачиваться на этот вид работы С.К.Росинская не захотела и вернулась в "Художественную игрушку", где вскоре была назначена инструктором экспортного цеха и выдвинута бригадиром группы мягкого зверья.
     Интенсивно, в бодром темпе начала она работать. Войдя в дружный, хорошо сработавшийся коллектив, С.К. встретила здесь художниц, вместе с нею окончивших курсы под руководством Н.Д.Бартрама, и других, прошедших большой практический стаж после окончания 3-годичных курсов при ВСНХ.
     Много сделано т.Росинской образцов всяких зверюшек, но вельветовый неудачник натолкнул её творческую фантазию на разработку художественного проекта именно мягкого медведя, "такого, какого ещё ребята не видали". И один за другим рождаются пробные образцы трех медведей: медведь-муфта, шарнирный и Мишка-бэби.
    В шкафу-витрине Комитета по игрушке величественно сидит лимонно-желтый "импортный" медведь. Он великолепен своей величиной, плюшевой шкурой, статуарностью.
     Все, видевшие этого медведя, восхищались прежде всего качеством и цветом плюша, а не  и г р у ш к о й; материал довлеет в данном случае над спецификой свойств игрушки, отодвигая их далеко назад.
     Да этот импортный медведь и не игрушка в настоящем значении этого слова, это скорее большая приятная на вид и ощупь безделушка, вступающая в моду за границей в качестве украшения гостиной или будуара.
     Он слишком реалистичен, холоден, статичен, не эмоционален и пышно наряден для того, чтобы возбуждать к себе у ребенка что-либо другое, кроме восхищения и любования. Сюжетной игры с ним наши ребята не завели бы.
     Тов. Росинская не согласна ни с продукцией своей фабрики, ни с автором лимонного медведя.
     Внимательно перечитывается ею Брэм, в сотый раз пересматриваются рисунки талантливейшего художника-анималиста В.А.Ватагина. Медведи Зоопарка пользуются её особым вниманием: подолгу простаивает она, наблюдая за медвежьим молодняком, рассказывает свои планы, советуется и спорит с т.Изергиной - талантливой художницей-игрушечницей, работающей инструктором "Художественной игрушки".
     Автор первой игрушки-медведя - Маргарита Штейф (Германия) делала своему первенцу голову, сшитую из трех клиньев. Это делало его слишком реалистичным. Тов.Росинская хочет дать   с в о й  - с ног до головы - образец, начиная от выкройки, сильнейшим образом влияющей на форму. Она делает много проб и приходит к выводу, что ч е т ы р е х к л и н н а я   выкройка дает нужный по её замыслу результат: это уже ближе к шаржу, к   в е с е л о м у  в игрушке. Принцип примитивности, красочности, комизма, веселости и шаржа, которым насыщены образцы С.К., делает их необыкновенно игровыми.
     Каждая новая её игрушка имеет длительный, так сказать, эмбриональный период. Так как эскиз на бумаге мало дает, она непременно делает пробный образец, вынашиваемый прежде в мыслях, а затем выпестованный умелыми руками.
     Первый образец плюшевого медведя-муфты был изготовлен и одобрен творческим коллективом ф-ки. После сделанных поправок Мишка-муфта ездил на утверждение в Комитет по игрушке. Там приветствовали творческую инициативу, одобрили художественное выполнение образца: плюшевая муфта могла торжественно открыть зимний сезон, но в распоряжении ф-ки был только малескин. "Муфте" грозил "вынужденный эмбриональный период".

Три медведя
И все-таки они родились все трое, отстояв свое право художественной игрушки на мягкую шкурку: образцы делались уже из искусственного меха, бобрика, фланели. Как и у зверенышей в живой природе, менялись у них, сообразно домыслу автора, глаза: вместо желтых, делавших выражение мордочки злым и немножко сумасшедшим, теперь у них черные бусины.
    Мягкая, легкая и удобная муфта-медведь, набитая вместо опилок стружкой, имела большой успех у ребят. Их ручки уютно прятались в ней, когда на улице было холодно, да и носовой платок с варежками имели меньше оснований теряться. Дома же - это милый, мягкий Мишка. Только сидеть самостоятельно не может: у него плоские бесшарнирные ноги, пришитые к квадратному туловищу, - игрушка лишена устойчивости. Но это уже условность распластанной и мягкой по контурам формы, задуманной художницей.
     Шарнирного медведя дети приняли ещё более восторженно. Он импонировал своей устойчивостью и вместе подвижностью (шарнирные конечности и голова). Этим же медведям пришлось почувствовать на своей шкуре (буквально) безразличие Всекомпромсовета к производству игрушки.
     С полки на складе "Художественной игрушки" ещё и сейчас укоризненно смотрят забракованные ублюдки с уродливыми горбатыми носами из заплат на фабрике не было метрового материала, и часть заказа была выполнена из кусков.
     Но, добившись более высокого качества продукции, "Художественная игрушка" не смогла все же в силу описанных выше условий производства, снизить расценки. Родители и детские организации, желавшие приобрести того или другого медведя-новинку, ошеломленно качали головами: 36 и 50 рублей - цена, доступная не каждому. Многих это обстоятельство заставляло поскорее уводить от прилавка или витрины разочарованных детей. Продавцы же, не желая терять покупателя, выставляли в такой критический момент на прилавок нашего старого знакомца - вельветового Мишку, стоящего 6 руб. 50 коп. И часто взрослые, минуту назад скептически рассматривавшие его и, сравнивая его с плюшевым, делавшие замечания не в его пользу, меняли свое мнение перед таким непреложным доводом: 59 или даже 39 р. и 6 руб. 50 коп. - дистанция огромного размера! В результате ребенок часто бывал вынужден согласиться на вредный компромисс.

     Такая "конкуренция" заставила торгующие организации и "Художественную игрушку" сделать - каждого в своей области - неприятные и невыгодные для себя выводы. Особенно же была печальна эта конкуренция для автора-художника и для ребят.
     Это всестронне неприглядное явление урегулировало рождение третьего образца.

 (продолжение следует!)

PS Убедительная просьба! Использовать данный материал с активной ссылкой. Я очень надеюсь, что благодаря этому встречу единомышленников, с которыми смогу обмениваться подобной информацией. Вместе мы можем больше узнать о советских мишках и игрушках! Да и просто приятно пообщаться на любимую тему!
У меня много книг на английском языке, но на русском, кроме книг Галины Дайн, увы, ничего ценного пока нет. Буду признательна за помощь! Присылайте всё интересное)))

PPS В тексте статьи я сохранила орфографию и пунктуацию  первоисточника! Даже фамилия художницы в журнале с одной буквой "с". Я посчитала, что не следует что-то изменять)))




"МИШКИ" (Путь игрушки от автора к ребенку) 

(часть II)


Первая часть статьи ЗДЕСЬ

Медвежонок "бэби"
     "Бэби" - забавная и подвижная, смешная и милая, достаточно яркая и мягкая игрушка - заставляет даже взрослых подолгу заниматься ею.
     Тов.Росинская, взяв за образец живого медвежонка, подчеркнула в игрушке шарживость и несомненный юмор этого звереныша.
     У "бэби" выпячивается круглый животик слегка косолапят задние толстенькие лапы с нашитыми подошвами; раскрыт рот, откуда забавно торчит красненький язычок (это, пожалуй, главная деталь, наиболее "одухотворяющая" внешность Мишки); по-детски лопух - будущий дикий зверь слабо ещё очерчен в этом мягком детеныше. Выражение наивности и хитроватой шаловливости глаз хорошо дает подложенный под черные бусины кусочек белой бумаги: эту новую деталь оформления т.Росинская дала только теперь, в этом новом образце.
     Шкурка "бэби" - из коричневой фланели или такого же велютина. Он мягок - до предельной мягкости этого материала - и легок. Долго прикидывали оформительницы: какой цвет распашонки и нагрудника более подходит к нему. Утвердили розовый и голубоватый для распашонок, белый - для нагрудников. Красный шнур поверх шеи дополняет туалет "бэби".
     Шарниры позволяют"бэби" принимать различные положения. Каждая его поза динамична и своеобразно пластична.
     Появившись на полках и в витринах магазинов во второй половине августа с.г., "бэби" сразу завоевал огромнейшую симпатию как детей, так и взрослых. По цене же своей - 18 руб. - "бэби" явился "золотой серединой" между своими бобриковыми и вельветовыми братьями.
     Но у него есть недостатки, на которые мягкому цеху "Художественной игрушки" и автору образца нужно немедленно обратить внимание.
     На затылке швы стачиваются небрежно: посредине образуется небольшое углубление, материал морщится. Рот у многих образцов перекошен, кривой: край пасти (вшитая картонка) часто выглядит "заячьей губой" и портит общее впечатление. Необходимо подумать о "ладошках" на передние лапы, сейчас лапы выглядят обрубленными. Пришитая к игрушке, неснимающаяся одежда, как правило, раздражает детей, вряд ли слишком усложнится и удорожает процесс оформления, если на распашонку и нагрудник сделать общую пуговку и петлю или завязки.
     И ещё одно: "бэби" нельзя оформлять ещё более гладкой, чем фланель, материей. Нельзя снижать художественную ценность этой игрушки, изготавливая её оболочку из молескина и другого "холодного" материала.

О коллективе и ещё раз
о Всекопромсовете
     Летом этого года сгорел экспортный цех "Художественной игрушки", где работала и бригада тов.Росинской. Фабрика потеряла несколько десятков тысяч рублей и помещение. До лучших времен "зверинец" приютил новослободский цех в своем красном уголке - комнатушке в 7-8 метров, расположенной в подвале, с дверью без тамбура на улицу. Число "надомниц", т.е. художниц-оформительниц, работающих дома, теперь увеличилось.
     Ясно, что в такой комнатенке могут с трудом поместиться 6 человек плюс рабочий стол. И оставшиеся "стационарки" работают среди ворохов лоскутьев, картонок и пакетов с готовымии игрушками, заботясь и беспокоясь лишь об одном: как бы не пострадала от пыли и влажных от невероятной духоты и тесноты рук их продукция. Упаковщица терпеливо сносит удары дверью в спину от каждого входящего в помещение, так как другого места для неё в этом хаосе отыскать нельзя. Работать в таких условиях тяжело, но "стационарки" подбадривают друг друга шутками и улыбками.
     Этот крепкий творческий коллектив образовался вследствие долгой совместной работы и спаян исключительными товарищескими отношениями. Ревниво и горячо защищают все они интересы своего производства, болеют за неудачных "детей", не считаются с временем, лишь бы добиться точной передачи образца. И немудрено, что "бэби" так удачен: вдумчиво и серьезно работал над ним автор, любовно и кропотливо работали над ним в цеху.
    Необходимо сказать здесь об одном существенном недостатке производства. Необходимость механизации процессов сейчас окончательно назрела и встала перед фабрикой во весь рост.
     Не говоря уже об удешевлении себестоимости готовой продукции, механизация сразу подняла бы качество, сохранив, например, в процессе кройки правильность первоначальных выкроек; она была бы большой помощью и сдвигом в работе набивальщиц, наглядно и систематически приучая их к чувству формы; она способствовала бы более широкому и рациональному для производства применению оформителей, среди которых есть высококвалифицированные работники.
     Все эти недостатки производства должны были бы сильно интересовать Всекопромсовет. Но после того, как вся фабрика сбилась с ног в поисках помещения для экспортного цеха взамен сгоревшего, Всекопромсовет спокойно позволяет трикотажникам занять найденное с колоссальным  трудом помещение, вполне устраивающее "Художественную игрушку".
     Секция игрушек Всекопромсовета инертна и невозмутима; она не выполняет даже своих основных функций в отношении артели игрушек и, видимо, забыла о цели ее работы, о том, что она вместе с артелями должна дать советским детям  х у д о ж е с т в е н н о   в ы п о л н е н н у ю ,  н е д о р о г у ю   и г р у ш к у.

Больше внимания индивидуальности
     В магазине - в шкафу и затем на прилавке- Мишки выглядят какими-то чужими и кажутся немного неприятными. Такое ощущение бывает почти всегда, когда долго выбираешь что-либо, боясь внезапного разочарования и чувства некоторой неприязни, когда уже будет сделан окончательный выбор.
     Но ещё чаще на такое восприятие игрушки влияет расположение её на полках-витринах в магазине.
     Слоны, обезьяны, мыши, зайцы, медведи - все сбиты там в одну неряшливую кучу. Вероятно, продавцы руководствуются при расстановке их общим названием "мягкой" игрушки. Но это неверно.  У каждой игрушки есть своя, ей лишь присущая индивидуальность, которую нужно в ы д е л я т ь, а не прятать в общей массе, как это делает большинство продавцов. Шкафы просторные, места всем хватит.
     От скученности и пестроты на "территории" мягкой игрушки создается впечатление чего-то рыночного, дешевого, сусального и жалкого. Как же может покупатель в этой толкучке рассмотреть как следует и выбрать ту или иную игрушку? Затолкнуты в угол, смятые, они теряют свою внешность, предлагаются будущему владельцу уже смятыми и потрепанными.
     Мишка-бэби менее других беспомощен в таком неблагоприятном окружении. Его к тому же, как новинку, "выдвигают", сажая вперед. Но показать его как следует все же не умеют. Дело заключается в неумении или нежелании продавцов познакомиться с поступающими в их ведение игрушками более серьезно и детально, позаботиться о привлекательности игрушки для покупателя.
     Ко многим магазинам игрушек Наркомпросом прикреплены методисты-консультанты. В их задачу должно входить не только консультирование, но и инициатива по расстановке и оформлению игрушечных объектов. Они должны организовать на это же продавцов, прививать им педагогические навыки, развивать их художественный вкус, будить в них сознательное критическое отношение к той или иной группировке.
     В первую очередь этим нужно заняться консультанту показательного магазина на улице Горького, начав хотя бы с тщательной проверки и подборки ассортимента на полках, отделив, например, изящные кустарные полочки и шкафчики от дидактического материала.
     В центральном Мосторге консультанта-методиста нет, но в отделе игрушек "Детского мира" - культурные работники, особенно в отделе м я г к о й    и г р у ш к и. Заботливо, со вкусом оформлены витрины, продавщицы умеют показать каждую игрушку так, как она того требует, в таком ракурсе, в котором она наиболее интересна. Обстоятельно, не торопясь, продавщицы отвечают на предлагаемые вопросы, иногда сразу троим-четверым покупателям, советуют, объясняют и т.д.
     Большое внимание следует обратить на упаковку. Готовая к отправке продукция, в частности - медведи, укомплектовывается на фабрике в бумажные свертки; часто возница во время пути садится на них, сплющивает детали, окончательно сминает мягкий материал и портит оформление. Необходимо организовать доставку мягкой игрушки в магазины в картонных коробках, а также наладить надзор за самой перевозкой.

Н. Оленина

Комментариев нет:

Отправить комментарий